Хоккей (сатира)

Автор: LA PASSATEMPO /zautok - Фелькер Надежда/  /  Рубрика: Веселящая проза

Сергей Пролов шел к автобусу, не замечая никого вокруг: команда, которую он тренировал, проиграла. Причем с разгромным счетом. И ведь даже нормального хоккея не показали!
— Привет, — неожиданно раздалось слева.
Сергей узнал голос сокурсника, Пети Цунева.
— Привет, — ответил Пролов, — как дела?
— Нормально. Нам надо поговорить об одном деле. Хотел позвонить, но ты номер сменил.
— Да, — кивнул Сергей, — придурки всякие достали. Прости, что тебе не сообщил. Но номер только недавно поменялся…
— Да ничего, — успокоил его Цунев, — если б очень понадобилось, я бы у Ленки узнал. Просто переговорить с глазу на глаз даже лучше. Ты ведь знаешь, я сейчас на спортивном канале работаю. Режиссером рекламно-познавательных роликов.
— Слышал, конечно. А что именно ты делаешь?
— Да так, передачки разные о спорте. Теннис всякий раскручиваю, баскетбол. Ну и рекламу, замаскированную под обучающие передачи, делаю. Например, объясняю людям, почему играть клюшками, которые ломаются после нескольких ударов, лучше, чем остальными.
— И чем лучше? — заинтересовался Пролов.
— Есть уйма причин. Например, это более зрелищно: когда клюшка на части разлетается, людям кажется, что удары очень сильные, что команда готова смести соперника со льда. Плохие клюшки вообще лучше самым слабым игрокам давать — и эффектно, и причину неточного паса объяснять не надо.
— Здорово! — восхитился Сергей.
— Это еще не все. Разлетающиеся на части клюшки очень хороши на серьезных соревнованиях, если команде нужна передышка. Нужно только хорошенько стукнуть клюшкой по чему-нибудь. Или по кому-нибудь. И повод для паузы найдется.
— Спасибо за совет, — кивнул Пролов, — надо будет воспользоваться. А то, сам видишь, на матчи никто не ходит… Может, хоть на ломающиеся клюшки смотреть пойдут…
— Нет, это вряд ли, — не согласился Цунев, — нужно придумывать что-то более радикальное. Я, кстати, в какой-то мере, и по этому поводу… Как раз хороший шанс раскрутить хоккей появился. Ну и тебя заодно.
— Да? — заинтересовался Пролов.
— В общем, у меня тут одна передачка про хоккей наклевывается. В прайм-тайме. Не хочешь голосом за кадром поработать?
— Ну я не знаю, — засомневался тренер, — я комментатором не работал… Только в детстве в драмкружок ходил… Ну и интервью всякие…

— А некоторые вообще ничем подобным не занимались. И ничего. Да ты не бойся, не прямой же эфир. Если что — перезапишем. Или прямо готовый вариант поправим, чтоб тебя не отвлекать.
— Если ты уверен, что у меня получится… — протянул Пролов, — про хоккей я с удовольствием расскажу. Надеюсь, не про мою команду?
— Нет, конечно. Я же все понимаю. Это совсем другой проект, про саму игру, про ее правила. Хотя приурочена передача к конкретному событию — матчу на приз радио «Спортивные новости».
— Это у него девиз: «смотри в прямом эфире — иначе мы скажем результат и будет неинтересно»? — уточнил Пролов.
— Ага. Только это неофициальный. А официальный: «результаты соревнований мы сообщаем первыми». Так ты согласен поучаствовать в моем проекте?
— С удовольствием, — согласился Сергей.
— Тогда зайди ко мне в офис завтра.
— Хорошо.

***

Офис Петра Цунева находился в телецентре «Спортивная семья», большом современном здании на окраине города.
Чтобы попасть внутрь, нужно было пройти через проходную со строгим вахтером, который смотрел на всех с подозрением — спортивные фанаты шли на всякие уловки, чтобы проникнуть в телецентр, на передачу, где выступал их любимец.
Сергей назвал вахтеру свое имя. Охранник заглянул в список, убедился, что посетитель не наврал, и разочарованно покачал головой. Но на этом не остановился — потребовал паспорт. Вахтер долго сверял фамилию со значившейся в списке, а фотографию с лицом Сергея. Лишь убедившись, что отказать не удастся, охранник вручил Пролову разовый пропуск.
— Поставите печать у Цунева, — пояснил вахтер Сергею, — иначе вас отсюда не выпустят.
— Хорошо, — кивнул Сергей, хотя ему и стало немного не по себе.
Хоккейный тренер на секунду замешкался, не понимая, что делать дальше — к Петру в офис он шел впервые и не знал, где тот находится.
— Второй этаж, налево. Пятнадцатая комната, — пояснил вахтер.
Найти кабинет Цунева оказалось несложно — большая табличка с его фамилией и должностью виднелась издалека. Людей рядом не было, поэтому Сергей подошел к двери и постучал.
— Войдите, — раздался голос Петра.
Пролов открыл дверь и заглянул внутрь.
— А, это ты! — обрадовался Цунев, увидев Сергея, — я тебя как раз ждал. Заходи, садись.
— Спасибо, — кивнул тренер.
Пролов подошел к столу, за которым расположился Петр, сел на стул для посетителей.
— Ну что, готов поработать в моем проекте?
— Да, — согласился Сергей, — только я почти ничего о нем не знаю. Ты бы хоть рассказал что именно нужно. А то я даже не представляю, что от меня требуется — история спорта, правила игры, какие-то тренерские хитрости…
— Да ничего особо не нужно, — прервал его Петр, — текст у нас уже подготовлен. Тебе останется только прочитать — и все. Но если сможешь предложить что-нибудь интересное, хорошо ложащееся в концепцию — с удовольствием используем.
— А что за концепция?
— Нужен небольшой ролик со смыслом вроде «смотрите хоккей — это круто». Конкретная ситуация такая: мы купили права на трансляцию матча-реванша команды нашего канала, против команды «Спорта в квадрате». Игра, сам понимаешь, дворовая и никому не интересная. Но права мы за копейки взяли, а в эфир сейчас ставить все равно нечего. Теперь у нас одна задача — сделать так, чтобы матч смотрели хотя бы на среднем уровне, примерно как отборочные соревнования на чемпионат мира.
— Но это же невозможно! — возмутился Сергей, — это же принципиально разный уровень! Если б хоть чемпионат страны был… Да и то…
— Для умных людей нет ничего невозможного, — не согласился Петр, — прорекламировать можно все, даже самую дурацкую передачу. И, на определенный процент людей, ролик подействует — они включат телевизор в указанное время. Другое дело, что нам нужны, в первую очередь, те, кто досмотрит матч до конца, вместе со всей рекламой. Понимаешь?
— Да.
— Так вот, это уже гораздо сложнее. Особенно в данном случае, когда и команды дворовые, без известных имен, и приз за победу небольшой, и статус турнира никакой… В общем, ничего хорошего. Поэтому нашему отделу и заказали специальную передачу. Она должна быть короткой, но доходчивой, цеплять зрителя сразу же, буквально с первой секунды, и держать в напряжении до самого конца. А потом еще и весь матч заставить просмотреть. Если не один — это даже лучше, мы еще что-нибудь хоккейное закупим.
— Понятно, — кивнул Сергей, — нужно будет сказать что-нибудь вроде «Хоккей — лучший вид спорта, а матч на приз «Новостей спорта» — самый престижный профессиональный турнир» и тому подобный бред?
— От такого бреда у всех уши в трубочку свернутся, после этого игру смотреть точно не будут. Даже рекламную передачу сразу же выключат.
— И что делать?
— Зрителя нужно увлечь, надо держать его с первых секунд. Понимаешь?
— Да, — кивнул Сергей.
— Только учти одну тонкость — хоккей твоему зрителю вообще не нужен.
— Как это вообще? Если не нужен хоккей, то как я его заинтересую?
— У нас уже придумана концепция рекламы. Она очень простая и доходчивая, основанная на текущем состоянии рынка развлечений. Понимаешь?
— Не совсем, — признался Сергей.
— Интересы зрителей меняются постоянно — от услышанных новостей, от актуальных пиар-компаний, от идущих в данный момент передач и сериалов. Согласен?
— Да, — кивнул Сергей.
— Так вот, сейчас только-только закончился «Бильярд со звездами», поэтому зритель примет любую бильярдную передачу на ура. Понимаешь, к чему я клоню?
— Хочешь сделать «Хоккей со звездами»?
— Нет, — покачал головой Петр, — это слишком дорого, наш канал не потянет. Но ты мыслишь в правильном направлении. Подумай еще немного.
— Я не знаю, — пожал плечами Сергей.
— Раз мы не можем создать собственный проект для пиара хоккея, то должны отталкиваться от любви зрителей к бильярду, — пояснил Петр, — нужно, чтобы в мозгу зрителей бильярд и хоккей плотно переплелись, чтобы у них появились прямые ассоциации. Понимаешь?
— Не совсем. Хоккей и бильярд настолько разные, что их связать невозможно… Если только сказать, что хоккеисты любят поиграть в бильярд… Или что бильярдисты считают хоккей лучшим видом спорта…
— Подобные схемы используют все кому не лень, они уже не вызывают у зрителей нужного отклика. Нужно поступать более радикально.
— Как?
— Сказать что хоккей — это разновидность бильярда. Более быстрая, живая и динамичная! Понятно?
— Как это хоккей — разновидность бильярда? — не понял Пролов, — это же совершенно разные игры! В них же нет ничего общего!
— Есть! — возразил Петр, — между любыми спортивными играми можно найти общее. Например, везде, есть победители и побежденные, везде есть судьи, нигде нельзя нарушать правила. Одного этого достаточно для создания четкой ассоциативной цепочки. В случае же хоккея и бильярда общего еще больше. Присмотрись внимательней и ты поймешь, что это почти одно и то же. Например, и там и там, командная игра…
— Бильярд — игра индивидуальная, — прервал хозяина офиса Сергей.
— Один — это тоже команда, — не согласился Цунев, — кроме того, и в хоккее, и в бильярде есть традиционная форма одежды. Я уж не говорю о том, что в обеих играх существует удар от борта…
— Но это ведь совершенно разные вещи! — возразил хоккейный тренер.
— Это тебе сейчас так кажется. А если ты посмотришь на игры с точки зрения логики, то поймешь, что они почти не отличаются. Как в компьютерных играх — есть пошаговые стратегии, а есть стратегии в реальном времени. Так и тут.
— Никогда не смотрел на хоккей с этой стороны, — покачал головой Сергей.
— Ну так посмотри. Посиди, подумай. А я сейчас принесу тебе текст — его как раз должны были дописать. Тебе понадобится только надиктовать уже готовые фразы. Это ненадолго. И очень хорошо оплачивается. Я уж не говорю о том, что это великолепная реклама. И тебе, и хоккею.
— Я понимаю, — кивнул Пролов, — просто как-то в голове не укладывается. Сравнивать такие разные игры…
— Я потому и рассказывал тебе о нашей концепции так долго, чтобы ты понял ситуацию и идею, — успокоил друга Петр, — ты просто не умеешь мыслить как пиарщик, ты не можешь взглянуть на вещи с другой стороны. Но этому можно научиться.
Петр встал и направился к выходу.
Пока он отсутствовал, Пролов попытался привести мысли в порядок. Рассказывать о хоккее, как о разновидности бильярда — такое Сергею не могло присниться и в страшном сне. Бильярд он всегда недолюбливал. Ему казалось, что это предельно глупая и неинтересная игра. Хоккеем же он занимался с детства. Сначала играл сам, потом стал тренировать других…
Вскоре Цунев вернулся. В руках он держал папку с надписью «Новый бильярд».
— Ну что, готов? — спросил Петр.
— Да, — кивнул Сергей.
— Тогда пошли в студию. Это тут, недалеко.
Цунев провел гостя по коридорам телецентра. Они вошли в небольшую каморку, разделенную пополам прозрачной перегородкой с дверью. В одной части комнаты стоял компьютер и стулья, в другой — кресло и стол с лежащими на нем наушниками.
— Вот это и есть студия, где будет писаться звук, — пояснил Петр, — я буду с этой стороны, ты — с той.
— Хорошо, — кивнул Сергей, — сколько у меня времени на репетицию?
— А зачем она тебе? Ты сразу начинай читать на чистовую. Если какое предложение получится плохо — повторишь его второй раз, а мы потом лишнее выкинем. Главное, чтобы хорошо концовка получилась. В остальном тексте небольшие запинки даже на пользу пойдут, придадут речи естественность. Если захочешь ненадолго прерваться — пожалуйста, мы потом лишнее вырежем. Вода на столе.
— Понятно.
— Тогда все, заходи. Наушники с микрофоном внутри. Наденешь, скажешь «раз, два, три» для калибровки и можешь начинать. Если понадобится что-то переписать — я покажу тебе жестами. Если не поможет — скажу по общей связи, ты в наушниках услышишь.
— Хорошо, — согласился Сергей.
Он вошел в «камеру», закрыл за собой дверь, сел в кресло, надел наушники.
— Раз, два, три, — произнес он для калибровки.
Петр махнул рукой, видимо, подтверждая, что все нормально. Сергей положил перед собой папку с текстом, раскрыл ее.
— Здравствуйте! — произнес он, — я хочу вам рассказать о такой интересной разновидности бильярда, как хоккей. Хоккей — это самая быстрая и динамичная разновидность бильярда, не дающая зрителям скучать во время игры.
Когда Сергей закончил читать первый абзац, Петр ободряюще кивнул. Пока все шло хорошо.
— В хоккей играют на гораздо большем столе, чем в русский бильярд и, тем более, в пул. Вместо сукна используется лед, что увеличивает скорость и, соответственно, зрелищность игры. Благодаря скользкому покрытию, игроки могут совершать удары практически через весь стол, что выглядит очень зрелищно. Особенно, если шар при этом попадает в лузу. Форма стола для хоккея немного отличается от классической — малые борта немного скруглены. И от этого игра только выигрывает! Луз в ледовом бильярде всего две и расположены они вдоль осевой линии — в доме и с противоположной от него стороны.
Пока Петру все нравилось, получалось хорошо и доходчиво. Да и Сергей читал текст с удовольствием, сам увлекся.
— Поскольку стол для хоккея слишком большой, то игрокам приходится стоять на его поверхности, прямо на льду. Это позволяет хорошо выцеливать каждый удар, исчезает необходимость использования дополнительных приспособлений вроде машинки. Такой подход сильно ускоряет игру. Для повышения динамичности и зрелищности, в хоккее увеличено число участников: до шести с каждой стороны. У каждого из игроков в руках кий, правда, довольно специфической формы, с расплющенным и немного изогнутым наконечником. Такой вид позволяет выполнять удары, нехарактерные для русского бильярда, снукера и многих других разновидностей игры.
Петр ненадолго прервался, глотнул воды, после чего продолжил:
— Шаров в хоккее тринадцать — один основной и двенадцать вспомогательных, делящихся пополам между сторонами. Основной шар, черного цвета, называется шайбой и играет роль битка. Но при этом в лузу так же забивают именно его. В качестве вспомогательных шаров используются сами игроки. Бить по ним напрямую запрещено, такие технические действия штрафуются.
Пока все шло хорошо. Сергею удавалось правильно произносить бильярдные термины и сдерживать смех, хотя, местами, читать написанный для него текст с серьезным видом было очень трудно.
— Каждая из сторон должна забивать шайбу в определенную судьей «чужую» лузу, забитие в «свою» приводит к добавлению очка сопернику. Чтобы приходилось использовать более сложные и зрелищные удары, каждая команда выставляет перед воротами специальный вспомогательный шар, называемый вратарем.
Петр показал Сергею поднятый большой палец: ему пока все очень нравилось, передача получалась интересной.
— Отыгрыши в живом ледовом бильярде составляют основу всей игры. Они используются намного чаще, чем в классических разновидностях, но при этом гораздо более зрелищны. Корректным отыгрышем считается удар черным шаром по вспомогательному. В том случае, если вспомогательным шаром оказался свой игрок, то ход сохраняет отыгравшаяся команда, в противном случае, следующий удар наносит соперник. Дуплеты в хоккее используются, в основном, именно при отыгрышах, во время ударов по лузе они применяются крайне редко, из-за низкой эффективности.
Оставалось дочитать совсем немного — всего четверть странички.
— Партии в хоккее ограничиваются по времени двадцатью минутами. Матч играется из трех партий, подсчет забитых шаров сквозной. При равном количестве очков, назначается контровая, до первого результативного удара. Придумана хитрая система выявления сильнейшего и при равенстве сил в дополнительной партии.
Петр похлопал Сергею, давая понять, что с вводной частью тот справился великолепно. Оставалось записать только анонс.
— Смотрите трансляцию хоккейной игры, самой живой и динамичной разновидности бильярда, в следующее воскресенье, — произнес Сергей, — в прошлый раз победила команда «Спорта в квадрате». Возьмет ли «Спортивная семья» реванш на этот раз?
В отличие от остального текста, заключительный абзац пришлось повторить несколько раз: Петр хотел, чтобы анонс звучал идеально. В конце концов, у Сергея это получилось.
Цунев открыл дверь в комнату, где сидел Пролов и сказал:
— Молодец! Ты сделал нам рейтинг. Большое спасибо. Деньги переведу тебе на счет.
— Хорошо, — кивнул Сергей.
— Будет еще что интересное по хоккею — обязательно тебя приглашу.
— Спасибо.
Сергей направился к двери.
— Тебе, наверное, в попуске печать надо поставить? — спохватился Цунев, — а то не выпустят из телецентра…
— Да, точно, — опомнился Сергей.
Покончив с формальностями и попрощавшись с другом, хоккейный тренер пошел к выходу. Он долго плутал в странных, поворачивающих в самых неожиданных местах, коридорах, но, в конце концов, нашел верный путь.
Сергей отдал пропуск вахтеру, затем вышел из телецентра на улицу, вдохнул свежий воздух. Он шел по улице и думал о том, что если мир каждый день выворачивать наизнанку, то когда-нибудь он станет таким, как был раньше — простым и понятным.


/Лучший сатирический рассказ про телерекламу. Автор Блюдников/

Тэги: , , , , , , , , , ,

Комментирование запрещено

« | »